Общественное мнение о социально-политической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе за три месяца до выборов губернатора.


Общественное мнение о социально-политической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе за три месяца до выборов губернатора.
Качественное и количественное исследование "ИНСОМАР"

С 11 мая по 4 июня 2015 г. Институт социального маркетинга "ИНСОМАР" провел инициативное социологическое исследование в ХМАО-Югре, целью которого является восприятие общественным мнением социально-политической ситуации и оценка эффективности деятельности региональной власти ХМАО в период, предшествующий сентябрьским (2015 года) выборам губернатора.

Методы исследования:

  • Экспертные интервью (25 экспертов - представители федеральных, региональных и местных и элит, бизнесмены, аналитики);
  • Фокус-групповые дискуссии (мини-группы по 5 человек, всего 12 дискуссий в Ханты-Мансийске, Нижневартовске и Сургуте);
  • Репрезентативный опрос взрослого населения ХМАО. Выборка случайная, представительная для населения округа по социально-демографическим признакам, численности населенных пунктов, пропорционально рассеянная между всеми районами типами поселений. Объем выборки– 1005 респондентов.

Общая ситуация. Проблемное поле

Качественное исследование

Ситуация в ХМАО оценивается большинством участников дискуссий и экспертов как стабильность, реже как застой или развитие. В целом население склонно считать, что причины негативных явлений связаны с общей ситуацией в стране и мире, изменением законодательства, экономическим кризисом, санкциями. Зачастую негатив ставят в вину руководству округа на который возлагается решение большинства волнующих население прлблем.

Индикаторами застоя или упадка считается, прежде всего, замедление темпов развития по сравнению с «золотым веком» предыдущего губернатора А.В.Филипенко (1996-2010). «Вообще, все программы, которые сейчас реализуются, был заложены Филипенко», - говорят критики нынешней власти.

Все, что хорошего осталось в округе, я вижу, что это - наработки былых времен. Я не вижу в ближайшей перспективе какого-то развития. (Ханты-Мансийск, группа 10)

Стройка и прочее - это заканчивалась программа, финансирование которой было заложено прежним руководством. Cейчас многие программы закрылись – и по коренным малочисленным народам, и по молодежи. Бывший губернатор наращивал базис, экономическую составляющую округа. И завод был по производству медикаментов - его теперь на торгах продали. Все, что было создано и накоплено, распродалось за бесценок. Что теперь? Ничего нет. Население считает, что это делается специально, округ опускается на уровень других дотационных территорий. (Эксперт 7)

Список проблем, которые важны для жителей ХМАО, типичен: высокие цены на ЖКХ (в том числе сборы на капитальный ремонт), недостаточно высокие зарплаты, рост цен на товары и услуги; проблема состояния дорог (в Нижневартовске и Сургуте); непрестижность местного образования.

Специфической региональной проблемой является жилищное строительство (жилье для населения слишком дорого, поэтому пустует; программа региональных ипотечных скидок свернута; плохое качество новостроек; не полностью выполнена программа переселения из ветхого жилья). Как проблема местного масштаба фиксируется рост межнациональной напряженности (увеличение числа неквалифицированных мигрантов, их включенность в криминальный бизнес; зарплатный демпинг; исламизация региона).

Беспокойство югорчан вызывает миф о якобы существующих планах федерального центра перевести ХМАО на вахтовый метод, чтобы не тратиться на социальную сферу.

Эксперты называют главной проблемой властей ХМАО, возглавляемых губернатором Н.Комаровой, отсутствие стратегии развития региона.

Количественное исследование

На вопрос о том, как изменилась жизнь в ХМАО-Югре за последние пять лет, 42% респондентов ответили «Стала меняться к лучшему», 30% не заметили каких-либо перемен, а 25% считают, что «за последние 5 лет жизнь даже ухудшилась».

Ранжировка спонтанно названных югорчанами первоочередных проблем:

  • Необходимость улучшения состояния дорог, модернизации транспортной системы.
  • Проблема жилья: переселение из ветхих домов и катастрофическая ситуация в ЖКХ.
  • Снижение уровня жизни: падение реальных доходов и удорожание жизни.
  • Социальные проблемы: медицинское обслуживание, детские сады, субсидии и пособия.
  • Безработица, трудоустройство молодежи.
  • Чистота городов
  • Алкоголизм и наркомания
  • Качество образования
  • Неконтролируемая миграция
  • Проблема проведения культурного досуга.

По мнению населения, решение проблем зависит от власти всех уровней, но прежде всего от окружной (71% ждут решения проблем в большой мере от властей ХМАО, еще 17% - в средней мере), затем от федеральной (49% и 27% соответственно). С точки зрения общественного мнения, ответственность властей Тюменской области за ситуацию в ХМАО гораздо меньшая (34% и 31% соответственно).

Важно, что те, кто недоволен положением дел в ХМАО, в меньшей степени возлагают ответственность на окружные власти и в большей мере – на федеральные. Недовольные разочарованы в местной власти, не видят эффективной работы, и ждут решений от федерального центра.
 

Респондентам были предложены оценочные суждения о положении дел в ХМАО и актуальных проблемах, сформулированные на основе материалов фокус-групповых дискуссий. Анализ отношения к этим суждениям позволяет сделать следующие выводы:

Наиболее четкая позиция у населения фиксируется по проблеме мигрантов. С тем, что «Число мигрантов в округе бесконтрольно увеличивается» согласны 66%, в том числе 40% согласны полностью. Лишь 23% с этим соображением не согласны, причем только 6% - не согласны полностью. Проблема мигрантов явно населением осознается.

Особенно остра эта проблема на Востоке округа: здесь согласны с высказыванием 70% населения против 59% на Северо-Западе и 58% в Центре. По Нижневартовску цифра еще выше – 77%.

Примерно так же четко население выражает позицию по суждению о реальных доходах. «Реальные доходы семьи за последний год упали» - считает 63% населения, в том числе около половины из них (34% от всех опрошенных) согласны с этим полностью. 35% с этим не согласны (полностью не согласны 13%).


Наибольшая степень согласия с этой позицией (71%) наблюдается в Центре ХМАО, наименьшая (56%) - на Северо-Западе. Однако очевидно, что проблема падения доходов касается большинства населения.

Ощущение падения доходов в значительной мере связано с желанием смены губернатора и негативной оценкой деятельности Комаровой.

Относительно других суждений преобладающего мнения нет.

Меньше всего затруднений (всего 2%) вызвало суждение «Состояние дорог в ХМАО улучшилось». Мнения разделились примерно в соотношении 2:3, т.е. 37% с этим утверждением согласны (что дороги улучшились) 61% - не согласны.


Реже других жителей округа с утверждением согласно население крупных нестоличных городов – Нефтеюганска (24%), Нижневартовска и Сургута (по 27%). Доля согласных больше на Северо-Запале и Востоке округа (515 и 46% соответственно).

«Темпы развития региона за последние 5 лет заметно снизились» - с этим согласны 47%, не согласны – 42%. В больше мере согласны с высказыванием столичные жители (66%) и жители Центра (53%). Гораздо меньше согласных в Сургуте. Более того, только в Сургуте количество несогласных (53%) превышает количество согласных. Расхождение в оценке темпов развития между удовлетворенными и неудовлетворенными ситуацией, а также между теми, кто оценивает деятельность Комаровой положительно и отрицательно, довольно велико.

Анализ показывает, что наибольшее расхождение между довольными и недовольными положением дел в ХМАО фиксируется в отношении к суждению «Через 2-3 года мы будем жить гораздо лучше» (разница составляет более 30 пунктов), то есть причина недовольства состоит прежде всего в неуверенности в завтрашнем дне, отсутствии перспектив.

Эти данные подтверждают соображения экспертов и участников фокус-групп, свидетельствующих об отсутствии стратегии развития у руководства округа. Население находится в тревожном ожидании, растет глухое недовольство.

По мнению 71% респондентов, ответственность за решение обозначенных ими проблем лежит в большей мере на властях автономного округа.

Две трети жителей округа (69%) замечают недовольство властями, руководством округа, при этом более половины из них (38% от всего массива) считают, что эти настроения усиливаются, 25% говорят, что оно остается неизменным и лишь 6% полагают, что недовольство ослабевает.

Меньше других недовольство замечают молодые люди (39% его не видят), те, кто оценивает работу Комаровой как хорошую (38%), стали бы за нее голосовать (41%) довольны положением дел в ХМАО (36%) и в принципе считают, что жизнь стала меняться к лучшему (40%).

Об усилении недовольства чаще говорят люди социально активного возраста (45%), те, кто считает, что жизнь в ХМАО ухудшилась (61%), оценивающие работу Комаровой как плохую (64%), не допускающие возможности голосования за Комарову (58%).

Губернатор

Качественное исследование

В отношении губернатора Н.В.Комаровой мнения участников исследования разделились. Оценка губернатора во многом определяется социальным слоем, к которому принадлежит человек: в более низких слоях преобладают негативные оценки, в более высоких – оценки чаще позитивные.

В Нижневартовске преобладали негативные оценки, под них искались доказательства.

Комарова – это уничтожение всего оставшегося. (Нижневартовск, группа 1)

Она жаждет власти, но ничего не хочет делать для народа. (Нижневартовск, группа 1)

Главный ее недостаток – это наплевательское отношение к народу. (Нижневартовск, группа 1)

Я как личность ее не знаю, видела только по телевизору. Но у меня ассоциация с ней всегда складывалась, что она приходит и разрушает все на своем пути. (Нижневартовск, группа 1)

Ассоциация – огонь, приносит разрушение, смерть. (Нижневартовск, группа 1)

В Сургуте диапазон оценок, от положительных до крайне отрицательных, был наиболее широк, а критика мягче.

В Ханты-Мансийске преобладали позитивные оценки.

Все (и сторонники, и противники) сошлись на мнении, что назначение Н.Комаровой было спешным, немотивированным, она сменила успешного и уважаемого в округе Филипенко.

Человек, который сидел до Комаровой, построил, поднял, что-то смог сделать. Пришла Комарова и разрушила всё, что было. (Нижневартовск, группа 4)

Ее не считают здесь родной, и она никогда не будет здесь родной, потому что была жесткая смена, после своего Филиппенко, который был в доску свой всем, в городе 40 тысяч население, его знали все. (Ханты-Мансийск, группа 9)

Способ назначения губернатора на долгое время создал трудности в работе Н.Комаровой, которые в полной мере не преодолены и поныне.

Тем не менее, население, которое до сих пор так и не считает Н.Комарову «своей, местной» (а это очень важная характеристика для округа) отдает дать ее способностям и талантам.

Имидж губернатора базируется на таких положительных чертах, как трудолюбие, работоспособность, воля, стремление добиться своей цели, компетентность, образованность, сдержанность, желание слышать людей, умение принимать решения, не коррумпированность.

Главные достижения Н.Комаровой: строительство жилья, расселение балков; строительство федеральной трассы; успехи в развитии социальной сферы (детские сады, медицина), а также сохранение стабильности – недопущение социальных взрывов, открытых межнациональных и межконфессиональных конфликтов и т.п.

Отрицательные качества и черты, свойственные губернатору: жесткость, переходящая иногда в грубость, нежелание иногда слушать других, отсутствие команды, закрытость, «приезжая».

Региональные СМИ не способствуют формированию позитивного имиджа губернатора. Они охотно презентуют образ крайне уставшей, раздраженной женщины. Закрытость личной жизни губернатора, семья, находящаяся за пределами региона, породили слухи о «чеченском муже», что также приводит к формированию негативного образа.

Количественное исследование

Примерно каждый пятый (18 %) считает, что Наталья Комарова работает на своем посту хорошо. Еще 46 %, что скорее хорошо. Треть (33 %) негативно оценивает ее работу губернатора.

Отрицательные оценки Комаровой преобладают среди тех, кто в принципе недоволен ситуацией в ХМАО; считает, что жизнь в ХМАО ухудшилась; замечает, что недовольство людей властями округа усиливается.

К неудачам в работе Комаровой спонтанно относят прежде всего сохраняющуюся жилищную проблему; проблему дорог; проблему мигрантов; ситуацию с ЖКХ, социальные вопросы. К этой теме примыкает и сохранение северных коэффициентов и льгот. Хотя прямо никто не говорит об их отмене, но у людей есть такое неприятное ожидание. Опасаются, что Комарова, как человек пришлый, не местный, не будет отстаивать интересы жителей в этом вопросе.

Заметная доля югорчан спонтанно отмечали среди недостатков непрофессионализм руководства округа (работает медленно, неправильно распределяет бюджет, плохо контролирует работу на местах, не смогла навести там порядок).

Комарова не имеет команды – отмечает населения, ей не на кого опереться в ХМАО.

Хотя на фокус-группах женщины чаще критиковали внешний вид, имидж губернатора, в количественном исследовании они были более лояльны. Мужчины же (которые считают, что губернатором предпочтительно должен быть мужчина) оказались более критичными к женщине-губернатору.

Доверие

Количественное исследование

Степень доверия общественным институтам, органам власти и отдельным их представителям в ХМАО довольно высока. С особым доверием люди относятся к первым лицам государства: президенту Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву доверяют соответственно 94% и 82% жителей округа. Не доверяют им лишь 4% и 14%.

Сенсацией можно назвать то, что из числа выходцев из региона лидерами доверия, значительно опережающими по этому показателю действующего губернатора, стали два политика, которые сейчас не связаны с округом.

Бывшему губернатору ХМАО Александру Филипенко доверяют три четверти жителей АО (72%), а не доверяет в пять раз меньше – 14%.

Поддержкой в регионе пользуется мэр Москвы Сергей Собянин (ему доверяет 71% жителей, не доверяет – 10%).

Стоит отметить, что Собянина и Филипенко сегодня в АО знают не все. Затруднились сформулировать свое отношение к ним 19% и 13% соответственно.

Собирательному, среднему «мэру города» доверяет 59%, не доверяет 34%. Чуть больше своих мэров поддерживают в Ханты-Мансийске – Василий Филипенко (65% поддерживают, 23% не поддерживают) и Сургуте – Дмитрий Попов (63% и 31% соответственно). Несколько ниже среднего доверие мэрам Нижневартовска – Максим Клец (доверяют 55%, не доверяют 39%) и Нефтеюганска - Николай Цыбулько (49% и 40% соответственно).

Губернатор Наталья Комарова занимает в этом рейтинге шестую строчку: ей доверяет 58% населения, не доверяет 36%. Больше других ей доверяют люди старше 50 лет (66%), жители Востока АО (66%) и города Сургута (64%), меньше, чем в среднем. – жители Нижневартовска (44%) и Нефтеюганска (48%). В последний двух городах соответственно велика доля тех, кто Комаровой не доверяет: 50% и 46% соответственно. В этих территориях доверие мэрам выше, чем губернатору. И это при том, что на фокус-группах респонденты говорили о своем недовольстве отменой прямых выборов глав местного самоуправления и давали более высокие оценки тем руководителям городов, которые были до нынешних.

В какой степени Вы доверяете или не доверяете различным организациям и их руководителям?


 

Выборы

Качественное исследование

О предстоящих в сентябре выборах губернатора в той или иной мере знают все, при этом большинство участников уверены, что это будут всенародные выборы губернатора. Отмена выборов, когда люди об этом узнают, вызовет волну неудовольствия, которая отрицательно скажется на имидже Н.Комаровой, которая без «манипуляций не может сохранить власть».

Этот вывод подтверждают и данные количественного исследования: только 6% респондентов считают принятую систему выборов губернатора (депутаты окружной Думы выбирают из кандидатур, отобранных Президентом из предложенных ему тюменским губернатором, которых в свою очередь предлагают ему политические партии) оптимальной. Подробнее см. ниже.

Из-за отсутствия прямых выборов, наделение полномочиями губернатора будет восприниматься как личный выбор президента РФ. Любой его выбор будет однозначно поддержан, однако в случае резкого недовольства населения кандидатурой, репутация самого президента будет подвергаться испытанию.

Из-за отсутствия ярких альтернативных кандидатур сегодня Комарова была бы лидером региональной избирательной гонки. Хотя она, по мнению участников дискуссий, прошла пик политической карьеры и не сможет придать ускорение развитию округа.

В упражнении «Жизненный цикл политика», аудитория чаще склонялась к тому, что Н.Комарова прошла свой апогей, с ней в лучшем случае сохранится так ценимая населением стабильность, но развития не будет. Возможно, ее сделали и.о. именно потому, что выбирают новую кандидатуру.

Прошёл год - стабильность переросла в похоронное бюро. (Нижневартовск, группа 4)

Все улучшения она уже сделала, все уже произошло. Нет подъема. (Нижневартовск, группа 2)

Наверное, за то время, которое она исполняет обязанности, что-то там подыскивают, я думаю. (Нижневартовск, группа 2)

Она взяла свой уровень, выше от нее вряд ли чего-то от нее можно ожидать (Сургут, группа 1)

Путину надо поискать кого-то нового. Освежить. (Сургут, группа 6)

Ей уже пора на пенсию. Куда-нибудь на Майами, внуков воспитывать. (Нижневартовск, группа 1)

Возраст не тот уже, чтобы перестраиваться, много привычек. (Нижневартовск, группа 3)

Довольно часто говорили о «закате» ее политической карьеры, объясняя это постоянными нападками, которым Н.Комарова подвергается в СМИ, тем, что она вряд ли изменится – она не гибкая и уже не молодая.

Вместе с тем, эксперты порой говорят о том, что ее ресурсы на посту губернатора ХМАО еще не исчерпаны:

Она, мне кажется, хочет остаться. У Натальи Владимировны есть определенные амбиции. (Эксперт 1)

Мне кажется, потенциал у нее еще есть. Как минимум, на один срок еще есть потенциал. (Эксперт 4)

«Идеальный губернатор» в представлении аудитории должен отличаться от реальной Н.Комаровой довольно сильно. Это, прежде всего, человек доказывающий, что интересы округа для него приоритетны, готовый отстаивать интересы округа перед Москвой; свой, местный; хороший семьянин; ровный в общении и внимательный к людям. Обязательна команда – это публичные люди в центре и на местах, проводники политики губернатора.

Эксперты разделились в оценках перспектив и.о. губернатора. Треть опрошенных считает ситуацию разрешившейся – если Комарова назначена и.о., значит, ее кандидатура и будет утверждена Окружной думой. Остальные эксперты исходят из того, что внутриэлитная борьба не закончена. Среди групп, которые борются за пост губернатора, назывались:

  • Коалиция премьер-министра Медведева и «Газпрома», которая делает ставку на Комарову. По мнению ряда экспертов, в данный момент эта группа ищет альтернативного кандидата. В качестве возможных новых фаворитов «Газпрома» называются депутат Госдумы Павел Завальный и сенатор Владимир Пичугов. Еще один потенциальный кандидат – губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин;
  • Тандем Геннадия Тимченко-Юрия Ковальчука. Потенциальный кандидат – губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин;
  • Группа «Роснефти» и ее руководителя Игоря Сечина. Потенциальный кандидат от группы – президент Независимой Нефтяной Компании Эдуард Худайнатов. При определенных условиях может поддержать Кобылкина;
  • Группа мэра Москвы Сергея Собянина. Потенциальный кандидат – вице-мэр Москвы Анастасия Ракова;
  • Старая административная элита округа, ориентированная на фигуру экс-губернатора А.Филипенко. Возможные кандидаты – спикер Окружной Думы Борис Хохряков и мэр Ханты-Мансийска Василий Филипенко;
  • Группа губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Предпочли бы любого нового человека. Оптимальный кандидат – Борис Хохряков.

При этом стоит отметить, что с точки зрения массового сознания наилучшие перспективы были бы у тех кандидатов, которые связаны с лидерами доверия жителей округа – Александром Филипенко и Сергеем Собяниным.

Количественное исследование: выборы

Форма выборов

Форма проведения выборов окажется для большинства жителей округа неприятным сюрпризом: лишь 28% их них знают, что выбирать губернатора будет Дума ХМАО по представлению тюменского губернатора и Президента РФ. Такой формат выборов населению не кажется оправданным и воспринимается, как способ сохранить статус-кво во власти. Лишь 6% граждан считают предложенный Югре механизм выборов лучшим, а большинство (63%) предпочли бы прямые выборы губернатора («народ должен знать, что от него что-то зависит»).

Известно ли Вам в какой форме пройдут предстоящие выборы губернатора?

Какой способ наделения полномочиями губернатора Вам кажется наилучшим?


 

За прямые выборы чаще, чем в среднем по массиву, выступают те, кто считает, что за последние пять лет жизнь в округе ухудшилась (71%) и Югре нужен новый губернатор (70%), а также жители Ханты-Мансийска (82%), Нижневартовска (70%) и Северо-Запада (68%).

Очевидно, что позднее информирование людей о процедуре выборов будет воспринято негативно и отразится на отношении к кандидату, кто бы им ни стал.


 

Действующий губернатор vs новый человек

Хотя сильных протестных настроений нет и преобладает ощущение, что округ живет в целом лучше, чем вся страна, стремление к обновлению местной власти есть примерно у половины населения: 47% населения ХМАО считает, что округу нужно сохранить действующего губернатора, и примерно столько же (44%) - что нужен новый человек.

Чаще других за сохранение Комаровой на посту губернатора выступают люди старше 50 лет (53%), довольные положением дел в ХМАО (54%), те, кто видит за последние пять лет перемены к лучшему (63%) и не замечает недовольства властями округа (63%), те, кто считает, что Комарова работает хорошо (68%), и не исключающие возможности голосования за нее (75%). Более сильна поддержка Комаровой в Сургуте (59%) и на Востоке округа (55%). Жители городов с населением до 20 тысяч человек чаще хотят сохранить на посту губернатора Комарову (55%).

Желающих видеть на посту губернатора нового человека больше среди недовольных положением дел в ХМАО (65%), полагающих, что жизнь «при Комаровой» ухудшилась (70%), замечающих усиление недовольства в обществе (64%), оценивающих работу Комаровой как плохую (90%), не допускающих возможности голосования за нее (88%). Сторонников нового губернатора больше всего в Ханты-Мансийске (63%), Нижневартовске (55%), Нефтеюганске (53%). Очевидно, что губернатор настроила против себя местные элиты - чиновничество и «отставников», работавших при Филипенко. Во время фокус-групп и экспертных интервью не раз говорили о том, что она слишком требовательна, может прилюдно оскорбить или унизить нерадивых, по ее мнению, чиновников. В то же время «своих» людей в округе, собственной «команды», опоры у Комаровой, по мнению жителей и экспертов, не сложилось.

Как Вы все-таки полагаете, Югре уже нужен новый губернатор или правильно сохранить действующего губернатора?

Требования к кандидату: партийная принадлежность; «свой – не свой»

Большинство избирателей (70%) говорит, что им не важна партийная принадлежность нового губернатора. Конкретизируя ситуацию, респондентов спросили, как они отнесутся к тому, что президент Путин предложит на пост губернатора ХМАО кандидата не от «Единой России». 62% подтвердили, что им все равно, к какой партии принадлежит кандидат. Каждый четвертый респондент (27%) воспринял бы такое решение Путина положительно, и лишь каждый двенадцатый (8%) – отрицательно. Наиболее активно такое решение приветствовали бы в Ханты-Мансийске (32%), Сургуте (30%), Нефтеюганске (31%).

Относительно предыдущего жизненного опыта кандидата жители ХМАО разделились на три примерно равных группы: почти 2/3 жителей (60%) предпочли бы местного губернатора, причем половина из них (29%) не исключает, что губернатор мог уже успешно поработать и в других местах, а для остальных (31%) такой опыт не является обязательным. 7% респондентов считают, что предпочтительней неместный губернатор, но имеющий опыт руководящей работы на Севере и в ТЭК. И наконец, каждому третьему (32%) не важно, местный губернатор или нет, лишь бы был хорошим человеком и руководителем. Таким образом, критерий «местный-неместный» является важным. Югорчане готовы принять сильного и опытного руководителя, и, если он окажется «местным», это будет большим его преимуществом.

Степень известности кандидатов

После проведения экспертных интервью и фокус-групп была выделена группа потенциально перспективных политиков, которые могли бы быть в принципе фигурантами условного избирательного процесса. В опросе выяснялась степень известности населению этих публичных фигур, которые занимают или занимали руководящие должности в органах власти, являются лидерами политических партий или работают в сфере ТЭК.

Наибольшей известностью в округе пользуются нынешний губернатор ХМАО Н.Комарова (99%) и мэр Ханты-Мансийска Василий Филипенко (70%). Весьма вероятно, что известность В.Филипенко вызвана тем, что он – сын предыдущего губернатора ХМАО, которого жители помнят и к которому относятся с большим уважением.

На третьем месте по степени известности стоит Председатель окружной Думы Борис Хохряков (59%), проработавший всю жизнь в ХМАО. Почти половине населения округа известны Дмитрий Попов (48%) и Дмитрий Кобылкин (44%). Только треть опрошенных смогла сказать, что они слышали о Павле Завальном (32%), Сергее Дегтяреве (29%), Владимире Сысоеве (29%) и Владимире Семенове (28%). Остальные политики значительно уступают по степени известности.

Электоральный потенциал кандидатов

В ходе исследования респондентов также просили указать, какое впечатление на них производит каждый известный им политик из списка. Лидером по соотношению позитивных и негативных оценок стал Борис Хохряков (коэффициент 25 – 25 положительных оценок на одну отрицательную). Из всех 15-ти предложенных политических фигур, антилидером по этому показателю оказалась глава региона Наталья Комарова (2,5 – то есть 2,5 положительные оценки на одну отрицательную).

Ответы на спонтанный (без подсказок) вопрос «Кого бы вы хотели видеть в качестве губернатора ХМАО?»1 распределились следующим образом:


 

Общий результат Натальи Комаровой свидетельствует о том, что если в регионе были бы прямые выборы губернатора, они с высокой степенью вероятности не завершились бы победой инкумбента в первом туре и прошли бы в два тура.

У Василия Филипенко базой поддержки является Ханты-Мансийск, мэром которого он является – там его поддержка превышает 38%. Еще лучше – 39% поддержки – у Бориса Хохрякова в Нижневартовске. Наилучший «территориальный» результат у Натальи Комаровой в Сургуте – 41%. При этом в столице региона ее поддерживают лишь 15%, а в Нижневартовске – 19% респондентов.

Серьезную конкуренцию Наталье Комаровой мог бы составить Василий Филипенко. Так, 58% допускают для себя возможность голосования за Комарову, тогда как за Филипенко теоретически готовы бы были отдать голос еще больше избирателей - 63%. При этом за действующего губернатора не голосовали бы 38%, а за столичного мэра – только 23%.

Очевидно, что Дмитрия Кобылкина, Анастасию Ракову и Эдуарда Худайнатова сегодня рассматривать как готовых конкурентов Комаровой на прямых выборах нельзя, прежде всего, из-за низкого уровня информированности о них. Однако, желание перемен во власти у значительной части населения достаточно велико, чтобы с интересом воспринять новые кандидатуры, которые могут появиться в политическом поле. Учитывая запрос на новые фигуры, эти кандидаты могли бы очень быстро нарастить свой рейтинг за счет роста известности.

* * *

Выводы:

  1. В регионе высокие ожидания прямых выборов губернатора и низкая информированность о том, что прямых выборов не будет. Поэтому крайне важно провести мероприятия, которые вовлекли бы население в процесс отбора кандидатов, - интернет-голосование, народное голосование, публичные дебаты потенциальных кандидатов;
  2. Несмотря на активную информационную кампанию Комаровой и отсутствие в публичном поле альтернативных кандидатур, ее рейтинг неустойчив, антирейтинг высок, баланс доверия-недоверия худший среди всех оцененных респондентами политиков округа. Это связано с тем, что ее образ не соответствует образу идеального губернатора, а настроения людей относительно будущего пессимистические: считается, что ее потенциал в округе исчерпан;
  3. В регионе высокая востребованность местного кандидата. В то же время высокая готовность поддержать кандидата, который родом из региона, но сейчас в нем не работает. Это может быть использовано для продвижения таких кандидатов, как Ракова и Худайнатов. В случае продвижения на пост губернатора Кобылкина нужна качественная информационная кампания;
  4. Высокий уровень доверие к Филипенко и Собянину создает благоприятные условия для одобрения населением связанных с ними кандидатов. Это может быть на пользу Филипенко-младшему и Раковой;
  5. В то же время стоит отметить, что наиболее перспективной с точки зрения поддержки населения является кандидатура мэра Ханты-Мансийска Василия Филипенко.

15.06.2015