Сегментирование рынка

Значение сегментирования рынка для маркетинг-менеджмента сложно переоценить. Практическая польза очевидна: метод позволяет не только определить группу потребителей, но и выработать оптимальную стратегию продвижения товарного портфеля компании.

Процесс сегментации в маркетинге представляет собой разбивку субъектов потребительского рынка на группы по целому ряду многомерных признаков в зависимости от стратегических потребностей/целей компании. Объектами такой группировки, как правило, выступают:

  • сами покупатели;
  • товары и услуги;
  • компании-конкуренты.

Каждый исследователь исходя из целей определяет свой набор критериев и переменных для сегментации. Классическими принципами по Ф.Котлеру являются:

  • географический (при сегментировании принимаются во внимание такие базовые переменные, как регионы, округа, города и их типы и другие);
  • социально-демографический (предполагает группировку с учетом пола, возраста, состава и типа семьи, уровня благосостояния и других);
  • психографический (в данном случае разбивка осуществляется исходя из принадлежности потребителя к определенной группе социума, образа жизни и иных аспектов личности);
  • поведенческий (сегментирование с учетом мотивов совершения покупок, приоритеты (ключевые требования к товару/услуге), частота потребления, степень лояльности и прочие переменные).

Специалисты компании "ИНСОМАР" в совершенстве владеют и применяют следующие маркетинговые подходы сегментации рынка:

недифференцированный (или массовый) – базируется на максимально широком охвате рынка, затрагивая все сегментарные группы потребителей сразу (подходит для тестирования товаров массового пользования, поскольку не учитывает специфику потребительских групп, направлен на разработку универсальных широкомасштабных кампаний по продвижению продукции);
дифференцированный – концентрируется на нескольких сегментах рынка, учитывая специфику потребностей различных групп покупателей (позволяет повысить привлекательность продукции за счет выработки отдельных предложения для каждого выбранного сегмента). Для примера возьмем продукт, относящийся к рынку здорового питания – энергетический батончик. Наиболее очевидным целевым сегментом производителя являются следующие категории потребителей: а) спортсмены, нуждающиеся в оперативном и сбалансированном восстановлении энергии после тренировок; б) люди с избыточным весом с потребностью в рационе низкокалорийных продуктов, утоляющих чувство голода. Как мы видим, к одному и тому же товару разные группы покупателей предъявляют разный набор требований. При более детальном изучении выявляются перспективы расширения в сторону оборонного сегмента: занятие ниши в производстве отдельного элемента индивидуальных сухих пайков для питания личных составов Вооруженных сил в полевых условиях;
концентрированный (целевой) метод, как правило, затрагивает один или несколько узких сегментов в пределах одной рыночной ниши (наиболее экономичный подход, позволяющий максимально точно «угадать» запросы конкретной целевой группы, выработав стратегические механизмы, адаптированные под конкретные условия).

Специалисты маркетингового агентства "ИНСОМАР" имеют достаточный опыт и компетенцию, чтобы помочь Вашей компании найти свой целевой сегмент потребительского рынка, основываясь на запросах и мотивации которого разработать оптимальные инструменты производства, стратегии продвижения и сбыта товара.

Для анализа мы применяем следующие статистические процедуры:

  • факторный анализ (позволяет выявить взаимосвязи между рядом признаков и классифицировать их по степени значимости);
  • кластерный анализ (позволяет типологизировать и группировать исследуемые объекты);
  • контент-анализ (количественный и качественный анализ лексики – текстовых массивов данных – в целях дальнейшей интерпретации).

Сегментация рынка в разрезе конкретных товаров и услуг Вашей компании позволит:

  • определить целевой сегмент и его размер;
  • узнать потребности, рациональную и иррациональную мотивацию покупателей и их платежеспособность;
  • выявить конкурентные преимущества компании на рынке (сильные и слабые стороны);
  • выработать механизмы повышения лояльности потребителей к продукту/марке/компании;
  • определить оптимальные способы стимулирования сбыта;
  • сократить издержки на выпуск, продвижение и распространение товаров.

Специалисты компании "ИНСОМАР" помогут Вам в решении этих задач.