Конъюнктура рынка и барьеры входа

Конъюнктура рынка

Ни один здравомыслящий капитан не покинет порт, не изучив предварительно, какая погода ожидается в море. Равным образом руководство любой компании, планирующей развиваться, не будет принимать каких-либо стратегических решений, не ознакомившись с конъюнктурой рынка.

Российские экономисты традиционно понимают под конъюнктурой рынка комплекс факторов и условий воспроизводства товаров и услуг в конкретном сегменте экономики. Подразумевается, что эта система изменяется с течением времени, что выражается посредством определенного соотношения таких показателей, как величина спроса, размер предложения и динамика цен. Отдельные специалисты в области маркетинга также описывают конъюнктуру рынка, используя такие индикаторы, как движение процентных ставок и валютного курса, дивиденды, портфель заказов по конкретной отрасли и т.д.

Анализ конъюнктуры рынка – одно из наиболее сложных и в то же время наиболее важных направлений в маркетинговых исследованиях. Располагая сведениями относительно текущего состояния и тенденциях рынка, циклических и сезонных факторах, воздействующих на его состояние, компания может смело приступать к разработке стратегии и тактики своего развития. Точный прогноз изменений ситуации на рынке дает возможность сбывать товар по наиболее выгодным ценам, эффективно распоряжаться ресурсами, а в случае необходимости – оперативно свертывать или расширять объемы производства в случае ожидания ухудшения или улучшения конъюнктуры.  

Более того, владение информацией об изменениях конъюнктуры служит ключом к пониманию собственных позиций компании в отрасли, позволяет определить перспективы инвестиций, облегчает задачи выхода на новые рынки. Сложно переоценить значимость понимания конъюнктуры при оценке степени насыщенности рынка и уровня пенетрации.

В то же время игнорирование изменений конъюнктуры рынка или неверная их оценка легко способны обернуться банкротством как предпринимателей «средней руки», так и настоящих «капитанов индустрии». Чрезмерная уверенность в своих силах часто становится залогом гибели бизнеса, собственники которого слишком полагаются на собственный отдел маркетинга.

Компания «ИНСОМАР» уже более 11 лет действует на российском рынке маркетинговых услуг. В арсенале ее экспертов можно найти все современные методы изучения конъюнктуры рынка: фокус-группы, глубинные интервью, экспертные и диадические интервью, включенное наблюдение и «тайная покупка» (Mystery Shopping). Каждым из них маркетологи «ИНСОМАР» владеют в совершенстве, залогом чему служит сотрудничество с компанией «королей рынка»: среди наших клиентов Вы найдете «Renault», «LG», «Danone», «Simens» и «P&G».

Современный рынок подобен бушующему океану, умение предсказать капризы которого сравнимо с появлением на горизонте спасительного маяка. Позвольте же нам осветить Ваш путь.

Барьеры входа

Любая компания, достигнув успеха в одном из сегментов рынка, рано или поздно начинает планировать расширение своего влияния за привычные границы. Но осуществление любых амбициозных планов в этом направлении невозможно без предварительного проведения маркетинговых исследований. И в данном случае от специалистов по исследованию рынка в первую очередь требуется определить, насколько высоки барьеры входа фирмы на новое для нее поле деятельности.

Под барьерами входа эксперты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, подразумевают совокупность факторов, затрудняющих проникновение новых игроков на рынок и в то же время препятствующих укреплению на нем позиций слабых конкурентов.

Существует несколько подходов к классификации барьеров входа на рынок, пользующихся популярностью среди отечественных маркетологов. Чаще всего специалисты подразделяют барьеры входа на две категории: стратегические и нестратегические. К первым относят факторы, связанные с поведением самих действующих на рынке компаний: политику в области ценообразования, объем расходов на НИОКР, вертикальную интеграцию и т.д. Нестратегические барьеры имеют принципиально иную природу. Их порождают объективные характеристики отраслевого рынка: динамика спроса, специфика предпочтений потребителей, наличие конкуренции со стороны зарубежных фирм, технология производства и ряд иных факторов.

Популярностью среди специалистов в области маркетинга пользуется и система квалификации барьеров входа, предложенная М.Ю.Портером. Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы выделил всего пять факторов, выступающих в роли препятствия для пересечения границ нового рынка:

  • Экономия на масштабе;
  • Дифференциация продукта;
  • Потребность в капитале;
  • Высокие постоянные издержки;
  • Доступ к каналам распределения;
  • Политика правительства.

В последние годы в ходе маркетинговых исследований начала активно применяться система барьеров роста, разработанная ведущими российскими рейтинговыми агентствами: в ее состав входят показатели эффективности процедур регистрации бизнеса, уровня административного давления, качества инфраструктуры, объемов и доступности финансовой помощи.

Каждая из перечисленных систем классификации хорошо знакома экспертам компании «ИНСОМАР», имеющим богатый опыт изучения барьеров входа на рынок. Причина популярности этой услуги среди клиентов агентства вполне очевидна. Фирмы, желающие освоить новые рынки, опасаются за судьбу своих инвестиций. А компании, давно и прочно освоившие свою нишу в мире бизнеса, постоянно отслеживают, насколько велика вероятность появления на их привычном поле деятельности новых конкурентов, способных изменить сложившиеся правила игры. За счет этого проведение постоянного мониторинга барьеров рынка превращается в неотъемлемую часть маркетинговой стратегии любого серьезного игрока в бизнес-сообществе.

Знание барьеров рынка – это ключ к пониманию будущего Вашей компании. Узнайте риски и перспективы Вашего бизнеса уже сейчас. Эксперты маркетингового агентства «ИНСОМАР» с радостью помогут Вам в решении этой задачи.