Развитие информационных технологий шаг за шагом облегчает исследовательскую деятельность. Прежде всего оно коснулось обработки данных, их анализа и визуализации. Сейчас едва ли найдется специалист, вручную вычисляющий коэффициент корреляции или рисующий график на миллиметровой бумаге. А когда-то подобная работа была обычным явлением. В последнее время модернизация коснулась и такой, казалось бы, консервативной области, как полевой этап исследования. На смену опросу на бумажных анкетах приходит анкетирование на электронных устройствах – как правило, планшетных компьютерах. Возможности, обеспечиваемые новыми технологиями в этой области, таковы, что привычный «опрос на бумаге», уже сейчас постепенно становится лишь вспомогательным инструментом, а в будущем потребность в нем, вероятно, отпадет полностью.
Quizer представляет планшетно-серверную программу, что означает, что информация, собираемая интервьюерами на планшетах, передается на сервер и затем отображается на компьютере менеджера полевых работ или аналитика.
Работа с программой включает несколько основных этапов. Первый из них состоит в подготовке опроса: специалист создает электронный проект, программирует предназначенную к использованию в нем анкету (см. картинку), назначает интервьюеров проекта и распределяет между ними квоты. Можно отметить, что интуитивно понятный интерфейс программы обеспечивает достаточную простоту реализации данного этапа.
Второй этап состоит в сборе данных интервьюерами. При наличии интернет-соединения на планшетных компьютерах собираемая информация автоматически передается на сервер и становится доступна менеджеру или аналитику. В случае отсутствия Интернета, данные сохраняются на планшетном компьютере и передаются позже, при подключении к сети.
Третий этап состоит в выгрузке файла данных в формате Excel и дальнейшей работе с данными.
Программа Quizer упрощает проведение работ, связанных с полевым этапом исследования, для всех участвующих сторон – от респондентов и интервьюеров до аналитиков, получающих итоговые данные. Но в первую очередь оптимизируется работа менеджеров, разрабатывающих, организующих и ведущих поле. Кроме того, ряд работ, необходимых при «бумажном опросе», при использовании Quizer оказывается попросту не нужен. Рассмотрим те основные преимущества, которыми обладает данная программа.
Во-первых, она заменяет работу кодировщиков и вводчиков – данные по каждой анкете автоматически отправляются на сервер уже в закодированном виде. Следовательно, упраздняется одна из статей расходов, исключаются ошибки ввода и слияния данных.
Во-вторых, при использовании планшетов отпадает надобность в тиражировании инструментария. Больше не требуется печатать сотни экземпляров анкет, интервьюерам не нужно носить с собой объемные пачки бумаги.
В-третьих, упрощается процесс интервью: интервьюерам не надо следить за переходами в анкете – они выполняются автоматически, не надо считать квоты – они отображаются в программе и автоматически пересчитываются по ходу сбора анкет. Соответствующие ошибки в работе интервьюеров, таким образом, исключаются на программном уровне.
В-четвертых, контроль за работой интервьюеров выходит на недосягаемый ранее уровень. В каждое интервью на этапе создания проекта можно включить запись аудио и отметку GPS-координат, что позволит отслеживать качество выполняемой работы в режиме реального времени и оперативно вносить коррективы.
В-пятых, обновление и агрегация данных в режиме реального времени дают возможность выгружать и анализировать информацию на промежуточных этапах, а также при желании предоставить доступ к информации о ходе опроса заказчику.
В-шестых, благодаря быстрому доступу к данным контроль и проверка (например, обзвон части респондентов) могут выполняться в режиме день-в-день, а не спустя значительный срок с момента опроса.
И в-седьмых, в Quizer воссозданы все возможности бумажной анкеты, в частности, реализованы все используемые формы вопросов – открытые, полузакрытые и закрытые, шкальные и табличные, с единичным и множественным ответом, и т.д.
Выше мы перечислили те особенности программы, которые были наиболее полезны в нашей собственной деятельности. Другим исследователям могли бы пригодиться и другие возможности Quizer – такие, например, как:
онлайн создание таблиц и графиков в самой программе;
проведение онлайн опросов по специально генерируемой ссылке с контролем IP респондентов;
копирование уже созданных анкет в новые проекты и блочная сборка анкет;
совмещение опроса на бумаге и планшетах в рамках одного проекта;
воспроизведение в ходе опроса аудио и фото материалов и так далее.
Нужно заметить, что использование программы возможно и в режиме совмещения с опросом на бумажных носителях. В таком случае часть массива собирается с помощью планшетов, часть – традиционным способом.
Подробнее о программе на официальном сайте Квизер.
Поскольку анкетирование относится к категории количественных методов, закономерным результатом его реализации является массив данных, подлежащий расчетам.
Валидность полученных данных определяет качество опроса, а следовательно – точность и эффективность управленческих решений.
1. Точное определение цели исследования. Ясное понимание существующей проблемы, четкая постановка задач и конкретное видение ожидаемого результата позволяет выстроить весь проект с максимальной пользой и выгодой.
2. Грамотное проектирование выборки. Сколько и кто именно будет отвечать на поставленные вопросы – аспекты, напрямую определяющие не только качество информации, но и стоимость проекта. География исследования, возрастные, профессиональные, социальные и прочие характеристики респондентов утверждаются на этапе разработки проекта.
3. Формирование продуктивного инструментария. Искусство составления анкеты состоит не только в том, что спрашивать, но и каким образом спрашивать, и как убедиться в достоверности ответов. Надежность и практичность полученных данных определяются используемыми процедурами, методиками и техниками опроса, включая количество, последовательность, формулировки вопросов и ответов, качество сопроводительного материала (карточек). Поэтому каждая анкета – это результат скрупулезной работы, творческого мышления и дискуссий ее разработчиков.
4. Рекрутирование профессиональных интервьюеров. Ответственность и благонадежность, обаяние и деловитость – обязательные качества любого интервьюера. Квалифицированная команда обеспечивает своевременный сбор достоверных данных с соблюдением всех требований к маршруту, выборке и методике опроса.
5. Профессиональная обработка массива информации. Современное программное обеспечение позволяет проводить необходимые операции с данными, на которых базируются дальнейшие аналитические разработки в области маркетинга и электоральных процессов – моделирование, планирование, построение алгоритмов и т.д.
Опрос – универсальный метод, позволяющий решить широкий спектр управленческих задач. В числе наиболее востребованных направлений реализации метода
анализ различных компонентов потребительского поведения, в том числе опыта и частоты покупки товара / пользования услугами, мотивации выбора, представлений об оптимальной цене, уровня известности компаний, лояльности к бренду и условий ее сохранения, сильных и слабых сторон продукта / поставщика и пр.
выявление состояния конкурентного поля в различных отраслях,
оценка востребованности и перспектив рыночного предложения,
анализ внутрикорпоративного климата, сопровождение HR-менеджмента,
оценка эффективности рекламных кампаний,
определение наиболее продуктивных каналов и средств коммуникации с
изучение уровня удовлетворенности сотрудничеством с партнерами;
составление рейтингов общественно-политических деятелей (уровни известности,
выявление электоральных предпочтений населения,
изучение проблемного поля территорий и запроса избирателей,
получение оценок деятельности органов государственной власти и местного
измерение уровня удовлетворенности населения полнотой и качеством
анализ медиа-предпочтений населения,
определение отношения граждан к актуальным темам местного, государственного
1. Получение количественной информации, применимой для статистической обработки, в том числе вычисления корреляции, средних / модальных / медианных значений, факторного и кластерного анализа, моделирования, прогнозирования.
2. Применимость для измерения динамики показателей во времени.
3. Универсальность: опросы используются в исследовательских проектах самых разнообразных тематик.
4. Вариативность способов реализации: существуют телефонные, по месту жительства,уличные, в местах покупки товара / пользования услугами, он-лайн опросы и пр.
5. Наличие широкого спектра проверенных методик, позволяющих успешно решать многообразные задачи: шкалирование, ранжирование, работа с карточками, открытые вопросы, предполагающие самостоятельную формулировку ответов респондентами, и т.д.
1. уличный – проводится в оживленных местах населенного пункта или вблизи интересующего объекта или мероприятия,
2. по месту жительства респондента,
3. в местах покупки товара / получения услуги,
4. на рабочем месте,
5. в специально оборудованных помещениях (с демонстрацией каких-либо материалов, продукции и пр.)
1. очные – face-to-face или личное интервью,
заочные – телефонные, интернет-опросы, почтовые опросы, анонимные опросы.
1. массовый опрос населения,
2. экспертный опрос, предполагающий привлечение профессионального сообщества,
3. специализированный опрос, сфокусированный на узкой тематике или затрагивающий ограниченную группу людей (сотрудники компании, арендаторы бизнес-центра и т.д.).
1. точечное исследование – разовый опрос, нацеленный на получение сведений о предмете в данный момент времени и не предполагающий изучения динамики и тенденций. Часто такие проекты приурочиваются к конкретному событию.
повторное (лонгитюдное, панельное) исследование – опрос, проводимый с определенной периодичностью, что позволяет отследить происходящие изменения. Осуществление таких проектов предполагает использование одинаковой анкеты от «волны» к «волне».
1. разведывательное исследование (зондажный опрос) – предназначен для решения конкретной задачи, предполагает минимальное количество вопросов в анкете. Одной из разновидностей разведывательного исследования являются экспресс-опросы. Данный тип опросов широко применяется, например, на выборах (exit-poll), на подготовительном этапе масштабных социологических проектов для формирования выборочной совокупности, уточнения гипотез, а также для выяснения поверхностного отношения населения (персонала, клиентов) к конкретной теме.
2. описательное (дискриптивное) исследование – предполагает более детальное изучение объекта, а следовательно, требует более тщательной методологической и методической подготовки (разработки программы, инструментария проекта).
3. Данные, полученные в результате проведения описательного исследования, позволяют проанализировать структуру изучаемого процесса или явления, рассмотреть взаимосвязь элементов, получить представление об их ключевых характеристиках.
4. аналитическое исследование – еще более углубленный вид социологического анализа, цель которого – не только охарактеризовать изучаемый объект, но выявить причинно-следственные связи между его компонентами, обозначить факторы, оказывающие влияние на состояние различных его параметров, оценить степень воздействия каждого из них.
Опрос – ключевой метод сбора первичной информации, применяемый в социологических исследованиях. Как правило, под данным термином подразумевается анкетирование – личное интервью с носителями требуемых характеристик (респондентом), проводимое по формализованной, строго структурированной анкете. Нередко используется методика самозаполнения бланка респондентом, не требующая присутствия интервьюера, как, например, в случаях внутрикорпоративных или интернет-опросов.
Поскольку анкетирование относится к категории количественных методов, закономерным результатом его реализации является массив данных, подлежащий расчетам.
Валидность полученных данных определяет качество опроса, а следовательно – точность и эффективность управленческих решений.
5 шагов к успешному опросу:
1. Точное определение цели исследования. Ясное понимание существующей проблемы, четкая постановка задач и конкретное видение ожидаемого результата позволяет выстроить весь проект с максимальной пользой и выгодой.
2. Грамотное проектирование выборки. Сколько и кто именно будет отвечать на поставленные вопросы – аспекты, напрямую определяющие не только качество информации, но и стоимость проекта. География исследования, возрастные, профессиональные, социальные и прочие характеристики респондентов утверждаются на этапе разработки проекта.
3. Формирование продуктивного инструментария. Искусство составления анкеты состоит не только в том, что спрашивать, но и каким образом спрашивать, и как убедиться в достоверности ответов. Надежность и практичность полученных данных определяются используемыми процедурами, методиками и техниками опроса, включая количество, последовательность, формулировки вопросов и ответов, качество сопроводительного материала (карточек). Поэтому каждая анкета – это результат скрупулезной работы, творческого мышления и дискуссий ее разработчиков.
4. Рекрутирование профессиональных интервьюеров. Ответственность и благонадежность, обаяние и деловитость – обязательные качества любого интервьюера. Квалифицированная команда обеспечивает своевременный сбор достоверных данных с соблюдением всех требований к маршруту, выборке и методике опроса.
5. Профессиональная обработка массива информации. Современное программное обеспечение позволяет проводить необходимые операции с данными, на которых базируются дальнейшие аналитические разработки в области маркетинга и электоральных процессов – моделирование, планирование, построение алгоритмов и т.д.
Варианты применения метода:
Опрос – универсальный метод, позволяющий решить широкий спектр управленческих задач. В числе наиболее востребованных направлений реализации метода
в маркетинговых проектах:
в социально-экономических проектах:
Преимущества и возможности метода:
Виды опросов:
Чаще всего опросы классифицируют следующим образом:
по месту проведения:
по типу взаимодействия с респондентом:
по типу респондентов:
по цикличности проведения:
по глубине изучения объекта: