Понятие объем рынка зачастую используется в качестве синонима еще одному определению – «емкость рынка». Однако правильнее будет рассматривать эти показатели отдельно друг от друга. Емкость рынка – это максимальный объем продаж, которого могут достичь все работающие на рынке компании за определенный промежуток времени. Но поскольку заставить всех потенциальных потребителей приобрести конкретный продукт в течение конкретного периода времени – это, скорее, утопия, чем реальность, то понятие «емкость рынка» носит в большей степени теоретизированный характер и может свидетельствовать лишь о пределах насыщения рынка. В свою очередь, объем рынка (или его размер) свидетельствует о реальных продажах продукта на данном рынке в определенный промежуток времени.
Зачем же нужно знать объем рынка, на котором работает компания?
Для определения доли компании на рынке в соотношении с долями, занимаемыми конкурентами в общей структуре данного рынка.
Для четкого сегментирования рынка.
Для определения перспектив развития рынка и компании на нем.
Для разработки инвестиционных программ и стратегического планирования.
Объем рынка можно рассматривать в трех измерениях:
Доступный объем рынка – размер рынка, на который может рассчитывать компания с имеющимся у нее товаром и его характерист
Фактический объем рынка – размер рынка, обусловленный текущим уровнем развития спроса на товар компании. Фактический объем определяется на основании реального уровня потребления товара пользователями.
Потенциальный объем рынка – размер рынка, который может занять компания при максимальном уровне спроса на товар, когда все потенциальные покупатели знают и пользуются им.
Существует множество определений структуры рынка. Но почти все трактовки включают в себя один и тот же элемент: признание основополагающего значения за количеством товаропроизводителей, представленных на рынке, их размерами и долями (объемом) занимаемого рынка.
Располагая информацией о структуре рынка, компания может прогнозировать тенденции его развития, корректировать состав своей товарной линейки, а также оказывать влияние на формирование и уровень цен.
Структура рынка оказывает прямое влияние на поведение потребителей и фирм, которые функционируют на нем. Именно поэтому особенно важно иметь представление о структуре рынка компании, которая рассматривает возможность выхода на него.