Экспертные интервью

Данный метод качественных исследований подразумевает получение информации от потребителей или избирателей в ходе личной беседы. Неструктурированное интервью, в котором основные формулировки вопросов включают слова «Зачем?» и «Почему?», побуждает респондента подробно описывать свою точку зрения, аргументировать занимаемую позицию, пояснять причины поведения. Глубинное интервью позволяет получить глубокое психографическое описание, изучить систему жизненных и потребительских ценностей, оценить влияние среды на решение о покупке или голосовании.

Проведение глубинных интервью требует высокой квалификационной подготовки. Поэтому в компании ИНСОМАР все глубинные интервью проводятся специалистами-модераторами, а не обычными интервьюерами.

Глубинное интервью представляет собой беседу в свободной форме, во время которой респондент отвечает на ряд вопросов. Перечень вопросов (тем) подготавливается заранее и называется путеводителем группового интервью (гайдом). Обычно гайд включает в себя от 20 до 50 ключевых тезисов. Каждый тезис состоит из основного и нескольких уточняющих вопросов, в совокупности подробно раскрывающих суть предмета разговора. Беседа занимает от получаса до полутора часов, хотя в отдельных случаях может длиться и дольше.

По типу респондентов интервью делятся на:

1. Экспертные интервью. Респондентами являются специалисты – люди, обладающие специальными знаниями в определенной области/по определенному предмету (депутаты, рестораторы, риелторы, инженеры-конструкторы и т.д.).
2. Интервью с потребителями. Респонденты – потребители какого-либо продукта / услуги.
3. Интервью с избирателями. Респонденты – представители какого-то социально-политического сегмента (электорально активные, коммунисты, оппозиционеры и т.д.).

Индивидуальное интервью.

Наиболее распространенный вид интервью. Беседа проводится тет-а-тет с одним респондентом.

Диадическое интервью.

Беседа ведется с двумя участниками, которые в процессе диалога друг с другом отвечают на поставленные модератором вопросы. Диадические интервью применяются в двух противоположных случаях:

Групповое интервью.

В этом случае модератор общается с несколькими людьми (до 4-х человек), но выслушивает ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.

Групповые интервью в маркетинговой и социологической практике применяются для изучения процессов, характерных для конкретной местности (доминирует географический признак) или для конкретной группы людей (отбор по психографическому портрету). В частности, предметом изучения при групповых интервью может быть:

Основное требование к групповым интервью – социальная и интеллектуальная гомогенность группы. Все члены одной группы должны быть максимально близки по своему интеллекту социальному статусу, уровню образования. В противном случае результативность ответов группового интервью резко снижается.

Преимущества группового интервью:

1. снижается напряженность участников,

2. ответы на вопросы получаются более полные и развернутые,

3. при поочередных ответах появляется возможность вспомнить забытые детали, уточнить отдельные моменты.

Виды групповых интервью:
Удаленное интервью.

Беседа с респондентом ведется по телефону или по скайпу. Плюс данного вида интервью – территориальная достижимость (интервью с жителями Донбасса). Минус – снижается качество получаемой информации. По телефону или Интернету респонденты менее откровенны в своих высказываниях, нежели при личной встрече.