Тайный покупатель
Тайный покупатель (Mystery Shopping, Мистери Шоппинг, Таинственный покупатель)
«Тайный покупатель» – вид маркетинговых исследований, используемый для всесторонней оценки качества сервиса в вашей компании или в компаниях-конкурентах.
Вам важно держать руку на пульсе событий, происходящих в вашей компании? Вы хотите видеть все, что происходит, «когда начальства нет рядом»? Вы прилагаете все усилия к увеличению спроса и не понимаете, почему продажи стоят на месте? Вы не понимаете, почему покупатели уходят к вашим конкурентам? Воспользуйтесь услугой «Тайный покупатель» и получите ответы на интересующие вас вопросы.
Суть метода
В точку продаж приходит «тайный покупатель» – типичный представитель вашей целевой аудитории. Посещение происходит по специальному сценарию, заранее разработанному с учетом всех обозначенных задач. По результатам посещения заполняется анкета-отчет, отражающая все впечатления «покупателя». По итогам всех посещений составляется комплексный отчет.
Варианты применения метода:
«Тайный покупатель» позволяет оценить качество сервиса, предоставляемого потребителям, в частности:
- компетентность и профессионализм персонала,
- качество обслуживания,
- стрессоустойчивость персонала, умение решать конфликтные ситуации,
- уровень профессиональных знаний персонала,
- внешний вид персонала (опрятность, чистота, форма),
- общую обстановку в помещении (чистота, порядок, температура, отсутствие запахов),
- выкладку товара (наличие всех позиций, наглядность, правильность выкладки, отсутствие «просрочки»),
- вежливость персонала,
- речь персонала (грамотность, понятность, использование спец. терминов),
- умение работать с ассортиментом (знание позиций, владение информацией о позициях),
- соответствие действий персонала различным инструкциям,
- предоставление информации о продукте (как продавцом, так и с помощью рекламы),
- реакция на «проблемные» ситуации (возврат товара, брак, «случайная» порча товара),
- быстрота обслуживания,
- общение персонала между собой и т.д.
Преимущества и возможности метода:
- Позволяет наглядно отследить все слабые стороны работы персонала.
- Визит и оценку ситуации осуществляет независимый и беспристрастный «Тайный покупатель», что исключает любую возможность «подтасовки фактов».
- Позволяет сравнить уровень сервиса с компаниями-конкурентами, определить их сильные и слабые стороны, понять, чему можно научиться, а что уже является вашим преимуществом.
- Метод подходит для всех сфер B2C и для многих компаний, работающих в секторе B2B.
- «Тайный покупатель» позволяет оценить квалификационный уровень не только продавцов, но и любого из существующих департаментов.
- Информированность сотрудников о возможных проверках «Тайным покупателем» позволяет повысить качество работы персонала, что напрямую отражается на росте продаж.
- Возможны проверки не только продавцов товара, но и компаний, предоставляющих услуги: салонов красоты, справочных служб, служб доставки и т.д.
- На основе полученных оценок возможна разработка новых или корректировка уже существующих программ обучения, мотивации, аттестации персонала.
Варианты проверок «Тайным покупателем»:
- Прямое взаимодействие. Проверяется компетентность и профессионализм сотрудников, напрямую взаимодействующих с покупателями (продавцы, консультанты, менеджеры).
- Косвенное взаимодействие. Проверке подвергаются департаменты, напрямую не контактирующие с потребителями, но их работа оказывает существенное влияние на впечатление о компании. Проверке подвергаются бухгалтерия, служба охраны, клининговая служба, департамент по работе с претензиями, кадровая служба и т.д. Проверяться может даже работа директоров филиалов и топ-менеджеров.
- Аудит торговых точек. Проверяются торговые точки ваших заказчиков на наличие и полноту ассортимента, наличие рекламной продукции, правильность выкладки и т.д.
- Одноразовая проверка. «Тайный покупатель» совершает один визит в каждую торговую точку.
- Многоразовая проверка. В каждую торговую точку «Тайные покупатели» приходят несколько раз.
- Пролонгированная поверка. Проводится несколько волн через определенные промежутки времени. Это позволяет оценить изменения, произошедшие со времени последней поверки.
Варианты места тестирования:
- прямой визит («Тайный покупатель» лично приходит в торговую точку),
- удаленный визит («Тайный покупатель» проводит проверку путем телефонного звонка),
- обратный визит (сотрудник компании приходит на дом к «Тайному покупателю»: курьеры, службы доставки, клининговые службы, службы ремонта и т.д.)
- он-лайн визит (проверке подвергаются Интернет-сервисы: работа менеджеров Интернет-магазинов, операторов служб «вопрос-ответ» и т.д.).
Варианты отчетности:
- анкета,
- диктофонная запись,
- видеозапись,
- фотоотчет,
- принт-скрины экрана,
- чек и продукция магазина.