Последние события в Крыму, на юго-востоке Украины возникли не на пустом месте. И поэтому важно понимать, что творится в головах людей на Украине, в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, считает профессор НИУ-ВШЭ, директор Института социального маркетинга "ИНСОМАР" Сергей Хайкин.
Сергей Хайкин
Сергей Хайкин — директор Института социального маркетинга (Инсомар), профессор НИУ Высшая школа экономики (Факультет социологии, Кафедра методов сбора и анализа социологической информации).
1973 г. — окончил Воронежский государственный университет, специальность «Историк».
1984 г. — Институт социологии АН, кандидат философских наук.
2009 г. — начало работы в НИУ Высшая школа экономики.
РФС: Сергей Романович, вы занимаетесь таким необычным делом, как экстремальная социология. Не могли бы вы пояснить, что это такое и чем экстремальный социолог полезен обществу?
Сергей Хайкин: Экстремальная социология предполагает изучение объектов, находящихся в условиях, препятствующих их описанию традиционными методами. Собственно вопрос и заключается в том, как получить достоверную и надежную социологическую информацию в сложных условиях, будь то зона вооруженных конфликтов, территории, где население подвергается тотальному контролю, или это просто крайне тяжелые для достижения социальные объекты. В нашем мире постоянно происходят экономические и политические кризисы, войны, революции, противостояния народов и социальных групп. И экстремальная социология возникла как ответ на этот вызов. Можно сказать, что мы «МЧС общественного мнения».
Общество и государство нуждаются в постоянной «обратной связи», чтобы понять, каковы потребности людей, их ценности, интересы и настроения, как воспринимаются импульсы власти, лояльно ли общество, симпатизирует ли оно своим вождям. От того, что обстановка сложная, потребность в исследованиях только увеличивается. Хочется надеяться, что мы полезны тем, что являемся источником уникальной информации из конфликтных зон, выполняем функцию зеркала, в которое могут посмотреться и общество, и власть. Мы можем не только судить об обществе в целом, но и получить веер мнений, сегментировать население, выявив специфику социальных групп, кланов, местной элиты. Оценить различные силы, действующие в зоне конфликтов, определить их вес и даже потенциал. Иногда мы довольно успешно выполняем роль толмача, переводчика мнений респондентов на язык, понятный людям, принимающим решения. На основе опросов может быть осуществлен поиск путей преодоления конфликта, выработаны тактика и стратегия развития. И совсем мы счастливы, когда видим «внедрение» — изменения, которые произошли под влиянием мнений людей.
РФС: Какова специфика работы социолога в экстремальных условиях?
Сергей Хайкин: Распространено мнение, что социологу вообще нечего делать там, где «стреляют пушки», там, где «под дулом автомата, в концлагере» люди не могут выразить своего мнения, если оно у них и есть. Да, ограничения, конечно, имеются, мы о них знаем лучше, чем кто бы то ни было, и оцениваем возможные ошибки. Но если не проводить попыток исследований, мы лишаемся единственно возможного источника представительной информации, когда не выхватывается мнение отдельного человека, как это делают журналисты и спецслужбы, а статистически обоснованно оцениваются типичность и массовидность того или иного взгляда.
Когда мы говорим об экстремальной социологии, то все-таки чаще представляем себе зону вооруженных конфликтов. Конечно, наиболее яркими примерами экстремальных работ, проводимых на территории России можно считать исследования в республиках Северного Кавказа и, в частности, в Чеченской республике, которые проводились в начале 2000-х годов. Здесь налицо были все компоненты экстремальной социологии. Зона военного конфликта с большим количеством вооруженных людей, препятствующих свободным перемещениям. Разрушенная инфраструктура. Недоверие населения, которое приходилось преодолевать, особенности национальной истории и менталитета. Возможность столкнуться с прямой агрессией респондента или окружающих.
К счастью, таких территорий в России сейчас нет. Практически в любом регионе мы можем, соблюдая все правила, свободно и открыто проводить исследования. Однако экстремальные зоны сохраняются на границах России. Разве не был бы востребован наш опыт для того, чтобы точнее представить себе мнения, настроения и ожидания жителей Крыма, включая и крымскотатарскую часть населения? А разве не важно понимать, что творится в головах граждан Украины, Приднестровья, Южной Осетии или Абхазии? Совсем недавно мы проводили исследования в Кыргызстане и Армении. Не только политика, но и общественное мнение в самой России во многом зависело бы от того, что показали репрезентативные опросы в этих странах.
РФС: С чего начинается исследование?
Сергей Хайкин: Начиная проект, прежде всего, нужно правильно сформулировать проблему. Что мы исследуем, какое противоречие беспокоит общество? В конфликтных ситуациях от того, как мы задаем вопрос, будет зависеть и ответ, люди чувствительны к лексике. Например, мы можем спросить об отношении к бандитам, террористам, моджахедам, борцам за свободу — и все это имея в виду одних и тех же людей. К террористам все относятся плохо, но что делать мальчику, которого ни за что могут арестовать, поэтому он и ушел в лес? То есть, стандартные «общероссийские» формулировки вопросов, без знания реалий исследуемого объекта, дадут только ложную информацию. Там, где государственные институты не выполняют свою функцию, их роль начинают играть традиционные или религиозные. В этих условиях выяснять долю людей, одобряющих работу суда, милиции или прокуратуры, можно, конечно, но бессмысленно. Пожалуй, наиболее сложной остается сегодня обстановка в Дагестане. Но чтобы понять, какие проблемы волнуют людей, что вызывает вооруженное противостояние, невозможно пользоваться российской газетной лексикой в социологических опросах. Поэтому наряду с массовыми опросами мы используем «мягкие методы» — групповые дискуссии, глубинные интервью, наблюдение.
Как известно, одним из критериев оценки работы губернаторов и глав субъектов РФ являются данные опросов общественного мнения. Не случайно сами главы инициируют проведение таких опросов с легко предсказуемыми результатами. Проводят такие опросы и государственные социологические службы, например, ВЦИОМ. Естественно, методика унифицирована. Но стандартные вопросы о том, доверяют или нет руководителю, хорошо ли он работает, будут ли за него голосовать, которые используются в массовых общероссийских опросах, просто ничего не дадут, к примеру, в Чечне. Становится все более ясным, что нашу страну нельзя изучать «в среднем», опросив несколько тысяч человек в России. Правильных прогнозов на базе таких исследований мы не получим. Средняя температура всегда будет нормальной. Нужно опускаться до территорий, муниципальных образований, народов, чтобы понять особенность их проблем, а потом провести «восхождение» к пониманию.
Есть и другие проблемы, которые мы должны учитывать. Например, проблему незнания русского языка или лингвистической специфики. Даже по самооценкам, которые давали люди сами себе во время переписи населения, в некоторых регионах более 10% сообщили, что не знают русского языка. На практике мы многократно сталкивались с тем, что люди, понимая бытовой русский язык, вообще не в состоянии воспринимать язык «анкетный». Известно, что наши наиболее известные опросные компании проводят исследования по всей Российской Федерации, опрашивая до 2000 человек. На каком языке? На русском языке. Когда мы получаем в этих опросах 100% «одобрямс» в национальных республиках, то это не столько менталитет, сколько проблемы с языком. Даже наши анкетные варианты: «полностью согласен» и «скорее согласен» в некоторых языках отсутствуют. Там есть только «да» или «нет», и это характеризует психологию народа. Таким образом, прежде чем проводить полевую часть исследования, необходимо хорошо продумать его программу, провести апробацию анкет, чтобы убедиться в их работоспособности.
РФС: А кто проводит сами опросы, это ваши сотрудники или местные волонтеры?
Сергей Хайкин: Без наших местных помощников мы бы не справились. Для того, чтобы проводить опросы, мы должны были в каждой территории обучить и подготовить не менее 50 интервьюеров из числа местных жителей, по возможности хорошо знающих зону опроса. Вообще, смысл любого опроса заключается в том, чтобы дать возможность каждому жителю обследуемой территории равные шансы попасть в нашу выборку. На это и уходят основные силы во время полевых работ. Мы не опрашиваем легкодоступных людей или знакомых, как это часто делают журналисты, а строго следуем по маршруту, опрашивая людей только дома и не более, чем одного человека в семье.
Когда исследование бывает очень важным и ответственным, например, прогностическим, то мы делим объем работ между местными и приезжими интервьюерами. Потом эти два подмассива сравниваются, чтобы убедиться в устойчивости. Местные интервьюеры лучше знают обстановку, но иногда люди с ними бывают менее откровенны, чем с чужаками. У нас, социологов, есть инструмент, которого нет ни у журналистов, ни у ФСБ с его агентурными методами, ни у военных. На самом деле это фантастический инструмент. Если журналисту необходимо пройти аккредитацию, и после того, как он попадает на территорию, ему скорее всего «рекомендуют» тех людей, которых надо, то у социологов работает группа интервьюеров, иногда до 70-80 человек, которые в течение нескольких часов рассредоточиваются. Отследить их всех или как-то препятствовать их работе практически невозможно, наши интервьюеры — местные люди, которые могут работать с человеком как на русском, так и на его родном языке, остаться ночевать у родственников. Внешнему наблюдателю они не будут видны. И это важный фактор правильности измерения.
РФС: Так как вы занимаетесь Северным Кавказом, не могу не спросить про его будущее?
Сергей Хайкин: Мы не оракулы, а люди, изучающие тенденции и вероятности того, что произойдут какие-то события. Несмотря на то, что Северный Кавказ для многих по-прежнему «горячая точка», можно констатировать, что регион перестает быть предметом экстремальной социологии. Если в начале 2000-х годов только Инсомар проводил опросы в республиках Северного Кавказа, то теперь там периодически работают и другие наши коллеги. То есть, исследований с риском для исследователя там практически нет. И это говорит о многом.
Изменения на Северном Кавказе можно проследить по проблематике наших исследований. Если в начале 2000-х годов мы больше задавали вопросы о войне, мире, терроризме, сепаратизме, страхах людей, то в последние годы там становятся актуальны маркетинговые исследования. Регион заинтересовал производителей как потребитель и среда потребления. Например, тема «Курорты Северного Кавказа» стала актуальной. Понятно, что хорошо было бы, если бы в каждой из шести республик Северного Кавказа появился свой «туристический кластер», приносящий доход. Но какова емкость рынка, окупятся ли инвестиции? Не получится ли, что освоенные средства и даже построенные курорты не найдут потребителя, учитывая «опасный» имидж региона в сознании большинства потенциальных потребителей. Такая экспертиза проведена далеко не всюду. Чеченский горнолыжный курорт «Ведучи» в этом отношении приятное исключение. Нам было заказано специальное исследование, чтобы понять, какого курорта ждет потребитель, будет ли внутренний рынок, захотят ли сами чеченцы пользоваться удовольствиями этого семейного курорта, если учесть сохраняющуюся национальную традицию и разделение полов. Или можно рассчитывать только на внешнего потребителя? Тогда как его стимулировать в здравом уме поехать в Чечню кататься на лыжах? В результате появились любопытные наблюдения, которые, возможно, позволят создателям курорта избежать рисков нерентабельности.
В свое время у нас был президентский грант на тему: «Трансформация общественного сознания населения Чеченской Республики в 90-е годы». Важно было понять, как воспринималось военное десятилетие для того, чтобы эффективно взаимодействовать с населением в настоящем и будущем. Сразу после войны мы сделали вывод о том, что, несмотря на множество обид, большинство чеченцев осознавали, что они связаны с Россией, что никуда от нее не уйти. Люди были разочарованы в попытках создать свое национальное независимое государство и были готовы приспосабливаться к политико-правовому пространству России. Тогда исследования показали, что сепаратистов было «лишь» 18 процентов. Это было неожиданно как для внешнего мира, так и для самих чеченцев. Но таковы были реалии начала 2000-х годов. Измученный войной народ готов был к любым компромиссам, чтобы сохранить себя. Войну нужно было заканчивать.
Политика России изменилась, в том числе и под влиянием опросов общественного мнения. Руководство страны осознало, что врагом не может быть народ, и победителей в этой войне не будет. Хочется надеяться, что чеченский народ не разочаровался в том своем выборе. В республике все больше говорят не о восстановлении, а о развитии, с удовлетворением оценивают ситуацию. И проблемы, которые сегодня волнуют население Чечни совсем другие, мирные, обычные для любого региона России.
Много раз за годы исследования общественного мнения я сталкивался с тем, что люди ошибаются в своих оценках. Они могут быть несправедливы по отношению к руководителям, часто по отношению к жизни, им нравятся идиоты и не нравятся хорошие люди. Выражение: «Глас народа — глас Божий» («Vox populi — vox Dei») не вполне справедливо. Молиться на общественное мнение не нужно, но его нужно знать, учитывать и по возможности вести. Тогда мы с радостью будем констатировать, что сужается поле для проведения экстремальных исследований.