В рамках всероссийского социологического исследования «Образ будущей России. Новый урбанизм или деурбанизация» [1], проведенного компанией «ИНСОМАР» в 2016 году, была использована стандартная и достаточно распространенная шкала субъективного благополучия Gallup-Healthways. Понятие субъективного благополучия в западных исследованиях аналогично понятию социального самочувствия в российской исследовательской традиции [2] и представляет интегральный показатель, обобщающий различные аспекты социальной и личной жизни человека.
Обсуждаемая шкала субъективного благополучия, чаще называемая индексом, представляет ряд утверждений, с каждым из которых респондент выражает свое согласие или несогласие. Она состоит из 10 вопросов, попарно разбитых на 5 смысловых блоков или факторов, характеризующих состояние удовлетворенности или неудовлетворенности реализацией смысла жизни респондента, его личной жизнью, финансовым положением, положением в обществе и собственным здоровьем.
В результате использования приведенного инструментария были получены следующие данные.
Применение индекса субъективного благополучия предполагает последующую группировку респондентов: среди них выделяются «процветающие», «сражающиеся» и «страдающие». К первым относятся те, кто имеет положительные значениях в обоих вопросах трех или более факторов, ко вторым – те, кто имеет только положительные значения в одном-двух факторах, к последним – те, кто ни в одном из факторов не набрал двух положительных значений.
Полученные данные говорят о том, что в наиболее удовлетворительном состоянии находятся такие стороны субъективного благополучия респондентов, как личная жизнь и реализация смысла жизни в повседневной деятельности, в наименее удовлетворительном – место в обществе и материальное положение.
Тем не менее, почти треть опрошенных относятся к категории «процветающих», т.е. демонстрируют положительные значения не менее чем по трем факторам. Более половины респондентов – «сражающиеся», имеющие один-два положительных фактора, а каждый шестой является «страдающим», не набравшим пары положительных значений ни по одному из факторов. Рассмотрим структуру «процветающих», «сражающихся» и «страдающих» более подробно.
Примечательно распределение субъективного благополучия среди жителей населенных пунктов различного размера. Наименьшее количество «процветающих» респондентов отмечено в городах среднего размера (от 50 до 100 тысяч человек) – лишь 13%. По мере увеличения или уменьшения размера населенного пункта этот показатель растет, достигая максимума в городах-миллионерах и селах (35% и 37% соответственно). При этом среди жителей средних городов также мала и доля «страдающих», подавляющее же большинство относится к «сражающимся». В целом самая благоприятная ситуация наблюдается в наибольших и наименьших населенных пунктах, где доля «процветающих» максимальна, а доля «страдающих» невелика.
Статистически значимых различий в выраженности субъективного благополучия среди мужчин и женщин, а также людей с разным уровнем образования выявлено не было.
Однако существует определенная зависимость между индексом благополучия и возрастом: по мере увеличения возраста респондентов доля «процветающих» сокращается, а доля «страдающих», напротив, возрастает. Коэффициент корреляции Спирмена для данных переменных составил чуть менее 0,3 при p≤0,01, что свидетельствует наличии значимой связи между возрастом и субъективным благополучием населения.
Также значимыми являются различия в уровне субъективного благополучия между респондентами, находящимися в разном семейном положении: наибольшее благополучие наблюдается среди людей, не состоящих в браке или состоящих в официальном браке, наименьшее – среди состоящих в гражданском браке, разведенных и овдовевших. В некоторой степени данные различия обуславливаются возрастом опрошенных: например, наиболее счастливая группа (неженатые / незамужние) является и самой молодой, а наименее счастливая (вдовые) – самой возрастной.
Рассмотрим, как связано субъективное благополучие респондентов и особенности их восприятия населенных пунктов, в которых они проживают.
Рассмотренные переменные, характеризующие степень удовлетворенности своим населенным пунктом в различных отношениях, связаны с уровнем субъективного благополучия: «процветающие» респонденты более склонны оценивать положение дел в своих населенных пунктах положительно, «страдающие», напротив, - скорее отрицательно. Данная тенденция прослеживается и в отношении восприятия работы руководства города, поселка или села.
Подытоживая данные о субъективном благополучии населения России, измеренном по методике Gallup-Healthways, отметим, что большинство опрошенных относятся к категории «сражающихся», т.е. людей с промежуточным, неоднозначным состоянием субъективного благополучия. Наиболее удовлетворительным состоянием характеризуются сферы личной жизни и реализации смысла жизни, наименее удовлетворительным – положение в обществе и состояние финансов. Самая высокая доля «процветающих» респондентов, т.е. имеющих высокие показатели субъективного благополучия, наблюдается в городах-миллионерах и селах, самая низкая – в городах среднего размера. При этом степень благополучия зависит от возраста – она тем ниже, чем старше респонденты. И наконец, более высокой степени субъективного благополучия соответствует более позитивное восприятие населенных пунктов, в которых опрошенные проживают.
[1] При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 01.04.2015г. №79-пр и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ. Номер гранта № Г- 288 -2/15
[2] См., напр., Чугуенко В. М., Бобкова Е. М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения // Социологические исследования. 2013. №. 1.