Рынок ипотечного кредитования характеризуется высокой чувствительностью к состоянию национальной экономики и не меньшей – к социальному самочувствию и оптимизму населения.
Текущая ситуация в российских регионах развивается по неизвестным ранее сценариям. Анонс принятия поправок к Конституции, падение курса рубля и цен на нефть, угроза распространения коронавируса, ожидаемые и реальные негативные последствия для экономики, - каждая из этих тем оказывает значимое воздействие на общественное восприятие, конвертируется в изменения структуры потребления, жизненных практик и установок.
В феврале-марте текущего года рынок ипотечного кредитования в России демонстрировал позитивную динамику: росло число и объем выданных кредитов, увеличивался кредитный портфель банков по ипотеке (7,63 триллиона рублей в феврале, по данным Банка России). Эксперты давали преимущественно благоприятные прогнозы развития этого направления. Ухудшение эпидемиологической ситуации и реализация мер по предотвращению распространения коронавируса резко изменили ситуацию.
Падение спроса на новостройки в апреле 2020 года фиксируют 80% застройщиков, по данным Национального объединения строителей и Национального объединения застройщиков жилья. Эксперты прогнозируют снижение объемов ипотечного кредитования и рост ставок. При кризисном сценарии cмоделированном рейтинговым агентством «Эксперт РА», объем выдачи ипотеки по итогам 2020 года может упасть на 20–25%, в умеренном варианте – на 10-12%.
Замедление темпов роста ипотечного кредитования и строительной отрасли тревожит высшее руководство страны. 16 апреля президент России Владимир Путин предложил запустить льготную программу ипотеки по ставке 6,5% годовых для приобретения жилья в новостройках.
Государственные инструменты поддержки спроса наряду с усилиями банков могут в некоторой степени ослабить негативную динамику. Но эффективность реализуемых мер находится в прямой зависимости от готовности граждан принять в них участие.
Прямые инструменты стимулирования спроса оказывают не прямое влияние на социально-психологические установки и могут вызывать неоднозначную реакцию в разных целевых группах. В период действия режима ограничений и по его окончании потребительское поведение на рынке ипотечного кредитования будет развиваться под действием ряда разнонаправленных факторов.
С одной стороны, выявленные в ходе режима самоизоляции проблемы совместного проживания на ограниченной площади, эйфория от снижения угрозы, - могут привести к росту желания улучшить жилищные условия, «наградить» себя за вынужденные лишения.
С другой – снижение уверенности в завтрашнем дне, рост тревожности, распространение «отказа от владения» как жизненной философии, - могут негативно влиять на состояние спроса на ипотечное кредитование.