Механизмы психологической защиты на уровне социального поведения формируют новую политическую повестку и критерии оценки работы власти.
Из собственной практики и исследований коллег наблюдаю неожиданный прорыв – появление новых проблем из прошлого, например алкоголизм, преступность в благополучных регионах, где этого ожидать не приходится. Основная претензия к власти на всех уровнях – коррупция. Считаю, ключ к пониманию происходящего – в механизмах психологической защиты в условиях давления и социальных ограничений.
Регрессия – механизм психологической защиты. Суть механизма защиты – возврат к более ранним, простым, может, даже примитивным, не всегда адекватным способам поведения и восприятия. Отсюда сейчас появляются в социологических исследованиях страхи «несправедливости», «роста преступности», «алкоголизма».
И, конечно, главная самая простая (и лежащая на поверхности, что называется, топ-оф-майнд) претензия к власти – коррупция. Психологическая защита важна и нужна, это закономерная реакция на социальную депривацию и следующую за ней фрустрацию. Запуск механизмов защиты в ситуации коронавирусного кризиса неизбежен.
Выделю второй важный механизм психологической защиты проекция – перенос личных качеств на другие социальные объекты, а иногда и предметы. Как это работает? Мы видим это и в дискурсе в СМИ, и, конечно, прежде всего в сетях – «ну как они не видят, что происходит? На их месте нужно действовать так! Я на месте президента/губернатора/главврача...», далее по тексту.
Думаю, что два эти механизма главные в формировании политической повестки сейчас. Остальные механизмы защиты дополняют картину – эготизм, диссоциация, отрицание, обесценивание и аутоагрессия. Они важны для понимания повестки и новых критериев оценки власти.
В след новой политической реальности приходит новая политическая повестка, которую я бы назвал регрессивной. Или РЕГРЕССИВНО-ПРОЕКТИВНОЙ.
С одной стороны, упрощение, редукция, вспоминание старых «обид» в сторону власти. Упрощение в том числе и поведенческое – «голосовать за власть аморально» против прагматического и рационального выбора власти, «которая будет решать мои проблемы». С другой, я бы обсуждал это как возможность. Буквально регрессия, как возврат назад, дает шанс: у общества появляется возможность прочистить старые «обиды» и «начать всё сначала». Пройти путь заново, возможно, не совершив старых ошибок. Удастся ли?